Откровение святого апостола Иоанна Богослова и современные апокалиптические страхи

brg
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Откровение святого апостола Иоанна Богослова и современные апокалиптические страхи

Сообщение brg »

Решился, наконец, выложить сюда свою достаточно объемную и весьма значимую для меня работу... Конечно, это не научно-богословский, а скорее... исследовательско-публицистический материал, написанный в научно-богословском стиле. Без претензий на утверждение чего-либо... Скорее, попытка обозначить проблему и направление необходимых в наше время, уже подлинно научно-богословских, исследований.
Выкладываю частями, для удобства восприятия...

brg
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Откровение святого апостола Иоанна Богослова и современные апокалиптические страхи

Сообщение brg »

Откровение святого апостола Иоанна Богослова и современные апокалиптические страхи: попытка историко-богословского анализа

Дмитрий Угрюмов, н. с. Международной Славянской
академии, член Союза журналистов России

Минувший двадцатый век, впрочем, как и начало двадцать первого века, оказались богатыми на социальные потрясения и природные катаклизмы. Все это, а также стремительное изменение привычного уклада жизни, в очередной раз всколыхнуло ложные апокалиптические страхи в обществе. Впрочем, все ли опасения ложные? Может быть, настало время для серьезного историко-богословского анализа Откровения святого апостола Иоанна Богослова на новом этапе человеческой истории?
Все негативное, плохое, а часто просто непонятное в развитии человечества в бытовом обывательском сознании именуется "апокалипсисом". Что же такое Апокалипсис на самом деле?

brg
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Откровение святого апостола Иоанна Богослова и современные апокалиптические страхи

Сообщение brg »

Единственная пророческая книга Нового Завета
Слово "апокалипсис" в переводе с греческого языка означает "откровение". Часто, для краткости, так (по первому слову названия — Откровение или, по-гречески, Апокалипсис) называют одну из книг Священного Писания: Откровение святого апостола Иоанна Богослова. Отсюда данное слово и вошло в нашу повседневную речь.
Откровение святого апостола Иоанна Богослова - единственная пророческая книга Нового Завета: Божественное Откровение, данное Господом святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, повествующее в форме таинственных символов о будущей (конечной) судьбе Церкви Христовой и всего мира.
Апокалипсис — книга таинственная, весьма трудно поддающаяся правильному пониманию и истолкованию, вследствие чего уставом церковным чтений во время богослужения из нее не полагается. Но, вместе с тем, ее таинственный характер, а самое главное, предмет описания — конечная судьба мира, на протяжении всей истории человечества после прихода в мир Спасителя привлекает к себе взоры самых разных людей: от подлинно верующих христиан, до оккультистов и сектантов.
Многие люди, нередко весьма далекие от веры, а зачастую даже и прямо склоняющиеся к влиянию темных демонических сил, берутся истолковывать Апокалипсис, что чаще всего не приводит ни к чему хорошему: только зарождается очередная ересь или оккультная секта. Даже древние отцы Церкви подходили к истолкованию Откровения святого Иоанна Богослова с величайшей осторожностью. Вот что пишет об этой книге святой Дионисий Александрийский: "Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судией истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание". Итак, даже святые отцы Церкви считали себя неспособными к тому, чтобы делать какие-либо категоричные выводы из содержания Апокалипсиса. А сегодня мы встречаем массу литературы, где нам эту книгу "толкуют". И результат на лицо: в сознании нецерковных, и даже многих малоцерковных людей само слово "апокалипсис" превратилось в синоним бед, катаклизмов, конца света. Хотя в содержании Откровения святого Иоанна Богослова тема катастрофы занимает совершенно не главное место.

brg
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Откровение святого апостола Иоанна Богослова и современные апокалиптические страхи

Сообщение brg »

Что Господь говорит в Откровении?
О чем же эта книга? Не дерзая брать на себя смелость истолкования таинственных символов Откровения святого Иоанна Богослова, ограничимся лишь обзором общего ее смысла и приведением некоторых общих принципов, которыми следует руководствоваться при ее чтении.
Прежде всего следует отметить, что Откровение святого Иоанна Богослова, как и все книги Ветхого и Нового Завета, говорит о любви Бога к человеку. Особенно четко мы видим это, когда читаем заключительные главы данной книги. "И отрет Бог всякую слезу с очей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (Откр. 21; 4).
Начиная Откровение, святой апостол и евангелист Иоанн сам указывает на главный предмет и цель его написания — "показать, чему надлежит быть вскоре" (Откр. 1; 1). Все древние отцы Церкви, истолковывавшие священные книги Нового Завета, единодушно рассматривают Апокалипсис как пророческую картину о последних временах мира и событиях, имеющих совершиться перед Вторым Пришествием Христовым на землю и при открытии Царства Славы (Царствия Божия), уготованного всем истинно верующим христианам. Однако, поскольку история человечества - это результат как Промысла Божия, так и проявления свободной воли человека, следовательно и время конечного исполнения данных событий зависит от нравственного состояния самого человечества, того, насколько оно приближается к Богу или удаляется от Него в каждый момент своей истории.
Господь намеренно не открыл человечеству конец его земной истории. Почему? На это мы легко можем найти ответ в Евангелии: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 24; 36-51).
Итак, Господь не открывает нам времени завершения истории человечества, чтобы мы всегда были готовы дать ответ на Суде Божием. А посему слово "вскоре", приведенное в начале текста Откровения, надо понимать в том смысле, что в данной книге символически рассказывается о тех событиях, которые происходили и будут происходить с Церковью, миром и человечеством, начиная от первых веков христианства и заканчивая завершением человеческой истории, хотя само содержание Апокалипсиса в итоге своем направлено именно к последним судьбам мира.

brg
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Откровение святого апостола Иоанна Богослова и современные апокалиптические страхи

Сообщение brg »

Почему не ясны нам слова Тайновидца?
Учитывая изложенное выше, не может быть сомнений, что в течение всей минувшей христианской истории исполнилось уже немало пророчеств святого Тайновидца Иоанна о грядущих судьбах Церкви и мира, но нужна большая осторожность в применении апокалипсического содержания к историческим событиям, и нельзя слишком злоупотреблять этим. Справедливо замечание одного толкователя, приведенное у архиепископа Аверкия, что содержание Апокалипсиса только постепенно будет становиться понятным, по мере наступления событий и исполнения пророчеств, в нем предреченных. Почему же, если что-то из Откровения уже исполнилось, нам сложно это понять?
Правильному пониманию Откровения, конечно, больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения, необходимого для правильного понимания и духовной оценки совершающихся в мире событий. Если люди в таком духовном состоянии начинают дерзать толковать Откровение, то оно оказывается для них не источником спасения, а источником соблазнов. Об этом предупреждал в заключении своей книги сам Тайновидец: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22, 18-19). Однако эта причина — не единственная, что объясняет крайнюю сложность толкования Апокалипсиса. Ведь и для людей святой жизни понимание текста Откровения является крайне сложным. Почему? Все дело в особенностях этой книги.
Откровение святого Иоанна Богослова — это как бы краткая история человечества, написанная символически, в пророчествах, причем исходя из акцента именно на конечные события человеческой истории. То есть, скажем так, в Откровении главное не то, что описано в начале, а то, что произойдет в конце — Второе Пришествие Христово и Царство Божие. Можно даже дерзнуть сказать, что Откровение — это пророческий взгляд на историю человечества с позиции взгляда на историю человечества Церкви Христовой в конце человеческой истории, перед Вторым Пришествием. То есть все события истории человечества описаны, понимаются, а значит и должны толковаться так, как они будут пониматься истинными христианами в конце человеческой истории. Для того, чтобы быть способным на подобное толкование сегодня, когда история человечества еще не завершилась, нужно иметь от Бога особенные дары, возможно, сходные с теми, какие были у святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, что пророчествовал о приходе в мир Спасителя и готовил к этому людей перед Его Пришествием. Пока Господь никого подобными дарами не наделил. Значит, еще не время!

Книга о прошлом, настоящем и будущем Церкви
Необходимо отметить еще один момент, который крайне важно учитывать при чтении Откровения. Поскольку книга эта дана христианам во укрепление их веры, то она, прежде всего, повествует о судьбе Церкви Христовой в новозаветный период истории человечества до ее конечной исторической точки в земной истории (то есть до конца земной истории человечества). Именно Церкви, судьба всего остального мира, что "во зле лежит" (1 Ин. 5, 19), затрагивается лишь в той мере, в какой она связана с судьбой Церкви.
С самого начала своего существования Церковь Христова должна была вступить в тяжкую борьбу с заблуждениями иудейства, язычества, позднее — с заблуждениями сектантов, еретиков и т. д. Все это была вынужденная борьба, чтобы доставить торжество Божественной Истине, принесенной на землю воплотившимся Сыном Божиим, и чрез это даровать человеку блаженство и жизнь вечную. Целью Апокалипсиса и является — изобразить эту борьбу Церкви и торжество ее над всеми врагами. А еще — наглядно показать, насколько духовно пагубен и гибелен для христиан отход от Церкви и Евангельской Истины, наглядно показать гибель врагов Церкви и прославление верных чад ее.
Все это особенно важно и нужно бывает в те времена, когда начинаются страшные кровавые гонения на христиан, что неоднократно происходило в истории Церкви, дабы дать им утешение и ободрение в постигших их скорбях и тяжких испытаниях. Так, наглядная картина брани темного царства сатаны с Церковью и конечной победы Церкви над "древним змием" (Откр. 12; 9) нужна для верующих всех времен все с той же целью утешения и подкрепления их в борьбе за истину Христовой Веры, какую им постоянно приходится вести с служителями темных адских сил, стремящихся в своей слепой злобе уничтожить Церковь. Но, по слову Господню, "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16; 18), - никогда не будет повержена Церковь Христова. И пророческие слова Откровения — тому благодатное свидетельство!
Несмотря на то, что Откровение святого Иоанна Богослова — книга весьма сложная для истолкования, тем не менее существует довольно распространенный в Церкви подход к рассмотрению судьбы Церкви Христовой в мире и человеческой истории через богословский анализ откровений, полученных святым апостолом и евангелистом Иоанном о каждой из семи малоазийских Церквей: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской. Эти откровения, что приводятся во второй и третьей главах книги, содержат как похвалы образа жизни и веры для христиан этих Церквей, так и порицание их недостатков, увещания и утешения, угрозы и обещания. Интересно, что содержание этих откровений и наставления имеют как ближайшее отношение к состоянию церковной жизни малоазийских Церквей (т. е. епархий Малой Азии) в конце первого века, но относятся также и ко всей Церкви вообще на всем протяжении ее существования на земле. Так, согласно одному из мнений, которое мы приводим, опираясь на трактовку, приведенную архиепископом Аверкием, семь Церквей — это еще и семь периодов жизни всей Церкви Христовой от ее основания Господом до кончины мира. Несмотря на то, что и данная трактовка не является бесспорной и однозначно признанной, мы все же приведем ее, дабы, во-первых, убедить наших читателей что Апокалипсис — книга действительно пророческая и есть свидетельства исполнения ее пророчеств, а, во-вторых, чтобы показать — Откровение говорит прежде всего о судьбе Церкви и поэтому заниматься его самостоятельными толкованиями может только христианин высочайшей духовной жизни, имеющий к тому же и особенные Духовные Дары от Господа. Для остальных подобное занятие может быть не только бесполезным, но и духовно опасным. Оно способно ввергнуть неразумного в сильнейший интеллектуальный соблазн.

brg
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Откровение святого апостола Иоанна Богослова и современные апокалиптические страхи

Сообщение brg »

Церковь не изнемогающая
Прежде всего, Господь обращается к Ефесской Церкви. Ее христиане похваляются за свои первые дела — труды, терпение и противление ложным учителям, но вместе с тем осуждаются за оставление своей первой любви и слышат страшную угрозу, что светильник ее (Церкви Ефесской) будет сдвинут со своего места, если ее христиане не покаются. Впрочем, хорошо у ефесян то, что они ненавидят "дела николаитов".
Ефес (в светской исторической литературе обычно употребляется название Эфес) — древнейший торговый город на берегу Эгейского моря, славившийся своим богатством и громадным населением. Здесь более двух лет проповедовал святой апостол Павел, поставивший Ефесским епископом своего любимого ученика Тимофея, здесь же долго жил и сам автор Откровения — святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Впоследствии именно здесь, в Ефесе состоялся Третий Вселенский Собор. Но, несмотря на столь обширную историю христианства в Ефесе, угроза сдвинуть светильник над Ефесской Церковью осуществилась и пророчество Откровения сбылось. Из великого мирового центра Ефес обратился в ничто: от прежнего великолепного города осталась лишь груда развалин и маленькая мусульманская деревня. Великий светильник древнего христианства угас совершенно.
Упоминаемые в обращении к Ефесской Церкви николаиты — секта еретиков-гностиков, отличавшаяся развратом. Именно их обличают в своих соборных посланиях святые апостолы Петр и Иуда (не Искариот) (2 Петр. 2; 1 и Иуд. 4). Начало этой ереси положил Николай, бывший в числе семи первых диаконов Иерусалимских (Деян. 6; 5), который впоследствии отпал от истинной веры.
Согласно одной из трактовок, Ефесская Церковь символически обозначает первый период жизни и истории Церкви Христовой — Церковь в период трудов святых апостолов и их ближайших учеников, что трудились в проповеди Слова Божия и не изнемогали, боролись с первыми ересями — гностиками. Однако именно в этот период христиане оставили добрый обычай благотворения — обычай общего имущества в общинах первых христиан ("первую любовь", по слову Тайновидца).
Награду победителям в духовной брани (в противостоянии греху и ересям) из среды ефесских христиан составляет вкушение райского древа жизни. Под этим нужно понимать вообще блага будущей блаженной жизни праведников, прообразом которых служило древо жизни в раю, где жили наши прародители.

Церковь бедняков, богатых духовно
Обращаясь к Смирнской Церкви, состоявшей из бедняков, но богатых духовно, Господь предрекает ее христианам скорби и гонения от иудеев, что были богоизбранным народом, но отвергли Христа, за что они и именуются "сборищем сатанинским". Предречение скорбей сопровождается увещанием претерпеть эти скорби, которые будут продолжаться "до десяти дней", до конца и дается обещание избавления "от смерти вторыя" (то есть от адских мук).
Смирна — это также один из древнейших городов Малой Азии, просвещенный и славный еще в своей языческой, дохристианской истории. Не менее значим он и в истории первых времен христианства, как город весьма рано озарившийся светом принятия Истин Христовых и удержавший среди гонений на христиан залог веры и благочестия. По преданию, Смирнская Церковь была основана святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, ученик которого, святой Поликарп, бывший епископом Смирны, прославил ее своим мученическим подвигом. Как известно от церковного историка Евсевия, почти сразу после данного предсказания на христиан в Малой Азии было воздвигнуто лютое гонение, во время которого и пострадал святой Поликарп Смирнский. Но, как и предыдущее обращение, обращение к Смирнской Церкви имеет и общее значение в судьбе всей Церкви Христовой.
Согласно трактовке, о которой мы говорили выше, Смирнская Церковь символически означает второй период истории Вселенской Церкви — период гонений на христиан от языческих римских императоров в течение первых трех веков от Рождества Христова. Церковные историки насчитывают десять гонений (что символически выражено в словах пророчества "до десяти дней").
Интересно, что Смирна (ныне турецкий город Измир) еще и в ХХ веке имела достоинство православной греческой митрополии.

Церковь, "живущая там, где престол сатаны"
Пергамская Церковь похваляется Господом за то, что содержит Его Имя и не отвергла веры в Него, хотя и существует среди крайне развращенного язычеством города, что обозначается образным выражением: "ты живешь там, где престол сатаны", а также подвергалась тяжкому гонению, во время которого "умерщвлен верный свидетель (проповедник) Господень Антипа". Хотя многие пытались понимать имя Антипа символически, сегодня, по дошедшим до нас мартирологам, известно, что Антипа действительно был епископом Пергама и за ревностное исповедание Христовой веры был сожжен во внутренности раскаленного медного быка. Данный момент еще раз подчеркивает, насколько осторожными нужно быть при толковании Откровения.
Однако, после похвалы, Господь указывает и на отрицательные явления в жизни христиан Пергамской Церкви. Так говорится, что и здесь появились николаиты-гностики, превращающие в норму различные языческие непотребства.
Пергам в древности соперничал по своей значимости со Смирною и Ефесом, располагаясь к северу от Смирны. В этом городе находилось языческое капище божества Эскулапа, "бога врачей". Его жрецы занимались медициной и оказывали сильное сопротивление проповеди христианства. Пергам, под названием Бергама (не путать с итальянским Бергамо), сохранился до настоящего времени, хотя и не является сегодня значительным поселением. Здесь сохранились и громадные развалины прекрасного некогда храма в честь святого апостола Иоанна Богослова, сооруженного в свое время императором Феодосием.
Символически Пергамская Церковь воспринимается иногда как третий период истории Вселенской Церкви — эпоха Вселенских Соборов и борьбы с ересями мечом Слова Божия.

Церковь, обретшая "крепкую власть над язычниками"
Обращаясь к Фиатирской Церкви, Господь хвалит ее христиан за их веру, любовь и терпение. Вместе с тем, этой Церкви высказываются и порицания за то, что она допускает в недрах своих некой лжепророчице Иезавели беззаконничать и развращать людей.
Из Ветхого Завета известно, что Иезавель, дочь царя Сидонского, вступив в супружество с Ахавом, царем Израильским, увлекла его к поклонению всем мерзостям языческим и была причиной падения его подданных в идолопоклонство. Поэтому можно предполагать, что имя Иезавели употреблено здесь в переносном смысле и означает, по-видимому, противостояние христиан еретическим учениям, что нередко становились причиной отпадения нестойких христиан от Церкви.
Фиатира — небольшой городок в Лидии, ничем себя в истории не ознаменовавший. Однако в истории христианства он известен тем, что из него происходила Лидия, которую просветил светом Христовой веры святой апостол Павел во время своего второго благовестительного путешествия в городе Филиппах (Деян. 16; 14 — 15, 40). Вероятно, данное событие и способствовало скорому утверждению христианства в Фиатире. Причем, как видно из слов Откровения "последние дела твои больше первых", все указанные Господом добрые христианские качества жителей Фиатир со временем все больше в них развивались и укреплялись.
Добрым и верным христианам Фиатирской Церкви, держащим свою веру и соблюдающим Заповеди Божии до конца, Господь обещает дать крепкую власть над язычниками и звезду утреннюю. Эти слова становятся более понятными, если принять, что Фиатирская Церковь символически означает четвертый период истории Вселенской Церкви — период расцвета христианства среди новых народов Европы, в том числе и на Руси. Тогда крепкую власть над язычниками можно понимать как падение язычества в результате просвещения этих народов светом Христовой Веры и торжество в некогда языческих землях Церкви Христовой. "Звездой утренней" (Денницей) пророк Исаия называет сатану, спадшего с неба (Ис. 14; 12). В этом смысле обещание дать звезду утреннюю означает господство верующих христиан над сатаною, в том числе и через искоренение его влияния посредством ухода просвещенных народов от язычества. Если же вспомнить, что святой апостол Петр в своем втором соборном послании называет "звездою утреннею", которая воссиевает в сердцах человеческих самого Господа Иисуса Христа (2 Петр. 1; 19), то в этом смысле истинному христианину обещается просвещение его души светом Христовым и участие в будущей Небесной Славе (Царствии Божием).

Та Церковь, что духовно мертва
Христианам Сардийской Церкви Господь повелевает Тайновидцу написать более укорительного, чем утешительного. Эта Церковь имеет только имя живой веры, а на самом деле она духовно мертва. Господь угрожает сардийским христианам внезапным бедствием, если они не покаются. Впрочем, и среди них есть немногие, "которые не осквернили одежд своих", то есть те, чьи умы оказались непричастными еретическим лжеучениям, а жизнь незапятнанной страстями и пороками. Таковым Господь обещает не лишить их небесных благ, уготованных в будущей жизни праведникам. Символически это изображается обещанием облечь в белые одежды (символ чистоты), не изгладить имена их из книги жизни (символ того, что праведники достойны благосклонного определения Божия об их судьбе в вечности) и исповедать Господом перед Отцом Его Небесным (ср. "Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным" (Мф. 10; 32).)
Сардис в древности был большим и богатым городом, столицей Лидийской области. При римском императоре Юлиане Отступнике явно обнаружилась духовная мертвость этого города: он очень быстро возвратился к язычеству. За что его и постигла кара Божия: сей город был уничтожен до основания.
Символически Сардийскую Церковь можно воспринять как период существования Вселенской Церкви в эпоху материализма и обмирщения всех сфер жизни человека — от науки до общественной жизни — в XVII — XIX в. в. Тогда действительно, при внешнем сохранении роли Церкви в обществе, ее реальное влияние на жизнь христиан все более и более ослабевало, и многие из тех, кто был крещен от рождения, на самом деле могли называться христианами лишь формально.
Как мы можем заметить, эпохи жизни Церкви совершенно не вписываются в какие-либо четкие временные рамки. Одна эпоха может составлять и почти три века (вторая эпоха), и более пятисот лет (четвертая эпоха). Поэтому любые попытки "вычислить" время завершения человеческой истории, даже опираясь на эту трактовку, абсолютно бесперспективны. К тому же, опять подчеркну, данное мнение отнюдь не является общепринятым в Церкви. Более того, наверняка в каких-то своих частях оно еще не вполне точно и будет проявляться только постепенно, при приближении человечества к главному событию Откровения — Второму Пришествию Христову.

"Держите то, что имеете"
Итак, если отталкиваться от упоминавшейся ранее трактовки, то современная нам эпоха в жизни Вселенской Церкви символически описана Тайновидцем в обращении к Филадельфийской Церкви. Хотя мы не устаем повторять, что не берем на себя смелость утверждать об абсолютной истинности данного мнения. Просто приводим его как одно из наиболее богословски выдержанных и потому могущее казаться достаточно возможным.
Обращаясь к христианам Филадельфийской Церкви, Господь повелевает Тайновидцу написать много утешительного и похвального. Несмотря на свою малосильность (возможно, здесь имеется ввиду малочисленность данной исторической Церкви, но, если вспомнить и о символическом значении этих слов для истории всей Церкви Христовой, тогда они действительно прекрасно характеризуют место Церкви в современном нам мире, где Церковь, и правда, имеет немного силы и влияния на процессы в обществе), эта Церковь не отреклась от имени Иисусова пред лицом сатанинского сборища иудейских гонителей. Под данным именем символически можно понимать современное нам светское общество, что, настаивая на формальном соблюдении своих законов, при этом весьма нередко пренебрегает даже элементарными нормами человеческой нравственности, также как и старейшины иудейские, требовавшие формального соблюдения закона, искажали и не соблюдали Заповеди Божии. За такую стойкость Господь обещает сделать так, что они (гонители) придут и поклонятся перед ней (Филадельфийской Церковью), а в тяжкую годину искушения для всей вселенной она (Церковь) найдет защиту и охрану у Самого Господа. Если говорить о символическом значении этих слов, то, не исключено, что они относятся к некоему будущему Церкви. Вполне возможно, что, изнемогая под гнетом безнравственности и бездуховности в обществе, его начальники, те, кто ранее сами были гонителями духовных ценностей и Церкви, как их носителя, в итоге обратятся именно к Церкви за духовной поддержкой. Видимо, за ними последует и значительная часть общества.
Пример подобного мы можем видеть в новейшей истории нашей страны, когда на протяжении большей части ХХ века Русская Православная Церковь была гонима до такой степени, что очень многие предрекали ей неизбежное исчезновение, однако, непостижимым Промыслом Божиим, в конце ХХ века началось ее неожиданное возрождение, а многие из тех, кто ранее занимался антирелигиозной пропагандой, именно в Церкви увидели якорь духовного спасения на фоне всеобщего размывания нравственных норм.
Однако не стоит говорить с категоричной однозначностью, что ситуация в России — это и есть исполнение данного пророчества Откровения. Ведь Православная Церковь — это не только Русская Православная Церковь. В мире сегодня существует пятнадцать Поместных Православных Церквей, что несут свое служение в Азии, Африке, Европе, Америке... Так, в европейских странах и США, где есть свои Поместные Православные Церкви, процессы вытеснения религии (даже не Церкви, а религии вообще) из общественной жизни скорее набирают обороты, чем слабеют, и к Церкви за духовной поддержкой пока никто из элиты этих стран по-серьезному не обращается...
В любом случае, даже если принять, что эпоха Филадельфийской Церкви — современная нам эпоха, та задача, которую ставит перед нами Господь, звучит весьма воодушевляюще, вопреки тем "толкователям", что ждут конца света "со дня на день" и вот-вот предрекают немыслимые ужасы. Господь требует от филадельфийцев держать только то, что они имеют, дабы кто-нибудь не восхитил венца их. Если говорить о символическом понимании этих слов, очевидно, что Господь требует от нас не только именоваться христианами, но и жить как подобает христианам, соблюдать Заповеди Божии, несмотря на всю антидуховную направленность вокруг нас. За это Господь обещает сделать победивших греховный мир в себе причастными самому прочному положению в Царствии Небесном, что символически выражено в обещании сделать столпом в храме и написать на нем Имя Божие, имя града Божия — нового Иерусалима (Царствия Небесного), и новое имя Иисусово (сделать причастным к спасительной Милости Божией во Втором Пришествии Христовом, когда Он придет не как смиренный Богочеловек, но как Грозный Судия).
Интересно отметить, как слова, о символическом значении которых мы упомянули только что, исполнились практически буквально в исторической судьбе города Филадельфии в Малой Азии (впоследствии, именно как кальку с названия этого города, получил свое название город Филадельфия в США).
Филадельфия — в древности второй большой город в Лидии, названный по имени своего основателя Аттала Филадельфа, царя Пергамского. Этот город один из всех малоазийских городов долго не сдавался туркам. Турки называют Филадельфию "Аллах-Шер" — "Божий город", и это название напоминает нам об обетовании Господа: "напишу на побеждающем имя Бога Моего и имя града Бога Моего" (Откр. 3; 12).

Церковь теплохладных
Обращаясь к христианам последней, седьмой по счету, Лаодикийской Церкви, Господь повелевает святому Тайновидцу Иоанну написать много обличительного. Он не произносит о них ни одного доброго слова. Это вполне понятно, если считать, что Лаодикийская Церковь символически означает последнюю, самую страшную (прежде всего, в духовном отношении) для христиан эпоху существования Вселенской Церкви перед кончиной мира, что будет характеризоваться полным равнодушием к вере при наличии внешнего благополучия.
Господь укоряет лаодикийских христиан в том, что они не холодны и не горячи (то есть что их вообще никак не волнуют духовные вопросы), а потому угрожает извергнуть их из уст Своих, подобно теплой воде, возбуждающей тошноту. Вопреки самомнительной уверенности лаодикийцев в своих нравственных совершенствах, Господь называет их несчастными, жалкими, нищими, слепыми и нагими, убеждая их позаботиться о прикрытии своей нравственной наготы и об исцелении своей духовной слепоты. Золото, очищенное огнем, белое одеяние и глазную мазь (коллурий), которые Господь советует купить у Него лаодикийцам, символически означают любовь и благоволение Божие, приобретаемое покаянием, добрые дела, чистое и непорочное поведение, а также высшую небесную премудрость, дающую духовное зрение. Причем Господь советует все это у Него купить, то есть не испросить только и не даром получить, но приобрести от Самого Христа ценою духовных трудов и покаяния.
При этом Господь призывает к покаянию, говоря, что с любовью стоит у дверей сердца каждого кающегося, и готов прийти к нему со своими милостями и всепрощением. Причем, всепрощение это так велико, что победителя своих нравственных недугов Господь обещает посадить с Собою на Престоле Своем. Так Господь показывает величайшее достоинство наследника Царства Небесного, соцарствующего Самому Христу, Победителю диавола.
Видите как непросто разобраться в символах Откровения?! Ведь то, что мы говорили выше о нравственных недугах можно, вообще говоря, отнести ко многим христианам в разные исторические эпохи. Поэтому мы еще и еще раз призываем относиться к любым толкованиям Откровения с величайшей осторожностью! Не избежали соблазна духовной теплохладности и христиане исторической Лаодикийской Церкви.
Лаодикия, что называется турками "Эски-Гиссар" — "Старая крепость", находилась при реке Лике, близ города Колосс. В древности она славилась своей торговлей, а также плодородием почвы и скотоводством. Население ее было весьма многочисленно и богато, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. Можно полагать, что именно богатство и сделало лаодикийцев столь равнодушными к вере. И кара Божия постигла сей город — он подвергся полному разорению и опустошению турками.

brg
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Откровение святого апостола Иоанна Богослова и современные апокалиптические страхи

Сообщение brg »

На правах комментария автора к основному тексту
События последнего времени, а в более широком смысле – вообще события ХХ и XXI в. в., заставляют нас задуматься о будущем Церкви Христовой. Слишком новы, слишком особенны те условия, в которых она теперь оказалась. Это и всемирная глобализация; новые, ранее невиданные политические учения: нацизм, коммунизм, сами претендующие на роль религии; невиданное развитие технологий и искусственного интеллекта, грозящее новыми (и, прежде всего, духовными!) вызовами человечеству…
Если упростить все недоумения и взволнованные вопросы, которые возникают у православных христиан, то их, собственно, два. Первый: это уже конец человеческой истории и пора готовиться к тяготам, связанным с приходом в мир Антихриста? И второй: если это еще не конец, то как объяснить те совершенно новые вызовы, с которыми столкнулась Истинная Церковь Христова в ХХ и XXI в.в.?
Разумеется, я не претендую на то, чтобы ответить на эти вопросы. Тем более, памятуя о словах Спасителя: «О дне же том и часе никто не знает» (Мф. 24; 36). Но, тем не менее, полагаю, пришло время для поиска серьезных, научных богословско-исторических ответов на указанные выше вопросы. Пусть, и в форме частных мнений. И здесь имеет смысл опереться на другие слова Спасителя: «Когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24; 33).
Итак, Евангелие от Матфея, глава 24, стихи с 3 по 14: «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Полагаю, эти слова Спасителя позволяют нам получить исчерпывающий ответ на два обозначенных выше вопроса.
Безусловно, если для христиан прежних веков многие из сих слов носили, скорее, расширительное или символическое значение, то мы сегодня во многом можем увидеть буквальный смысл. Ясно, что Спаситель говорит не о каких-то обычных «войнах и о военных слухах». Речь идет о чем-то, доселе неслыханном. Две мировые войны и последующий страх пережить нечто подобное, военная напряженность в мире (те самые «военные слухи») – вполне подходящие события. Сюда же прилагаются и множественные учения («лжепророки»), предлагающие «новую истину для мира»: даже перечислять бессмысленно. Никогда их не было столько, сколько в прошлом и нынешнем веке. Знаменательно и указание: «будут говорить: «я Христос», - сколько сейчас их таких: от толстовцев, перетолковывавших христианство, до Муна и прочих.
Как точны слова: «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней». Сначала войны, следствие которых – «глад и мор» (та же блокада Ленинграда). «Землетрясения по местам» - не Хиросима ли, и последующие ядерные испытания?! А потом, когда мир становится более глобальным, переживание всеми уже природных гладов, моров и землетрясений – ведь теперь любое событие где-либо мигом разносится по всей Земле. А далее: «все же это – начало болезней». СПИД, теперь вот коронавирус… Не об этом ли?
Да, все это (причем именно вместе, целиком, что важно!) очень похоже на наше время, нынешнюю эпоху, начавшуюся с ХХ века. Что и дает нам право интересоваться Откровением святого апостола Иоанна Богослова совершенно по-новому. С богословско-исторических позиций, отталкиваясь от нынешней эпохи. Но, что важного здесь именно для нас, православных христиан?
Полагаю, вот эти слова: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец». Это же прямой ответ на первый вопрос, сформулированный нами: итак, пока еще о конце человеческой истории речи не идет. Спаситель прямо говорит об этом! Тогда остро встает второй вопрос: если это еще не конец, то, как объяснить те совершенно новые вызовы, с которыми столкнулась Истинная Церковь Христова в ХХ и XXI в.в.? И еще, что более важно: каким, в историческом измерении, будет служение Церкви Христовой в нынешнюю эпоху? Чего нам, христианам, ожидать: мученичества, исповедничества или последнего торжества Церкви в земной истории? Вот тут, полагаю, как раз и важны слова Спасителя в сочетании с обращением к семи Церквам из Откровения.
Казалось бы, все просто: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое». Но, возможно, это мы уже пережили! Вспомним сонм новомучеников. Кто сказал, что так будет до самого конца? А тогда как же? И что значат слова: «и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется»? Очевидно, здесь речь не только о христианах. Но и о христианах тоже: о христианах среди всего этого. Вот тут как раз для нас, современных христиан, и важно обращение к Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской Церквям.
Мы, из прежней истории Церкви, знаем только две формы ее существования: гонения и Церковь в христианской державе. Однако, уже в Сардийский период (если принять, что Сардийская Церковь символически – Церковь эпохи материализма и обмирщения всех сфер жизни человека — от науки до общественной жизни — в XVII — XIX в. в.) многие, формально христианские державы, реально христианскими странами не являлись. Отчасти, это применимо и к Российской империи. По крайней мере, к настрою весьма значительной части ее образованного и правящего класса. Результат мы знаем – 1917 год…
Старообрядцы почувствовали этот переход еще в XVII веке, но вывод сделали неверный: раз Церковь живет в мире «духовно мертвых» людей, значит она уже и не Церковь вовсе. Чтобы и нам не впасть в подобное заблуждение, полезно повнимательнее приглядеться к Филадельфийской и Лаодикийской Церквям.
Мы ведь ждем чего? Если совсем просто – придет Антихрист, быстренько всех пометит, а тех, кто не согласен – на мучения… Но Господь так управил, что человеческая история, по крайней мере до ее завершения, меряется эпохами. То есть весьма продолжительными периодами. Верно это и для Церкви.
Очевидно, что теплохладная Лаодикийская Церковь возникнет не сразу. Она пройдет свой путь: от Сардийской, через Филадельфийскую, и только потом уже к Лаодикийской Церкви. Нас, конечно, интересует именно Филадельфийская Церковь. Похоже, это все же именно наша эпоха… Это Церковь мучеников? Церковь торжествующих христиан, возвративших народы к Вере? А что, если ни то, ни другое… Что, если это совершенно новое историческое бытие Церкви?
Чтобы понять какое, нужно внимательнее посмотреть на то, каким будет мир вокруг христиан в эту эпоху.
Вспомним еще раз слова Спасителя: «и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется». Что мы видим? Мир всеобщего потребления, где каждого волнуют только личные потребности, поэтому «и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга», если что-то мешает реализации личного «я хочу». Причем заметим: это уже не недостаток человека, как в прежние времена, а норма. Качество нынешней цивилизации. Сочетаемое, кстати, с обилием всевозможных теорий и учений о человеке, о мире, о путях спасения. Это опять к «лжепророкам», на этот раз уже не только псевдохристианским. А всем, кто предлагает рецепты «спасения человечества», несовместимые с верой христианина.
И вот здесь… Нужно понимать, что современные нам христиане будут приходить уже из ТАКОГО мира. Мира, где, образно говоря, порядочный атеист лучше лукавого псевдомессии, где знание о Христе подчас растворено в миллионах теорий, надежд и страхов. Литературе, искусстве, культуре подчас по форме (а иногда и по мировоззрению) совершенно не христианских, но, при верном понимании, способных приблизить к добру. Это… Не плохо, и не хорошо. Это историческая реальность! А теперь… Как говорят в передаче «Что? Где? Когда?», внимание – вопрос. Способны ли такие христиане сравниться в дарах Духа Святаго с христианами прежних, ярких эпох мученичества или христианских стран?
Я не прошу быстрого ответа. Конечно, легко сказать: и преподобный Серафим Саровский, и праведный Иоанн Кронштадтский, и многие другие святые жили во времена, почти такие же, как наши. И какими Дарами наградил их Господь! Все так… Но тут важно слово «почти»!
Что ни говори, а жили они все же в христианских странах. Пусть и в, условно, Сардийскую эпоху, когда множество христиан, с духовной точки зрения, были живыми мертвецами. Но… Страна-то была еще христианской. Во многом строй жизни, идеи, взгляды людей были еще христианскими. А сейчас?
Ключевое слово тут - «множество». Множество идей, теорий, взглядов, равно принимаемых обществом. Сейчас с детства учат, что христианство – это лишь «одна из» возможных трактовок. И очень не факт, что правильная! Еще раз повторю: это не описывается словами «очень плохо» или «очень хорошо». Это – просто историческая данность! И, упаси Господь, попытаться построить «чисто христианское» общество! Сразу же найдется куча лжемессий, которые под видом такого предложат нечто, аналогичное фашизму, коммунизму или чему-то подобному. Проще говоря, обольстят, и попытаются заменить истинно христианское общество собой, своими теориями. Да и современные христиане… Они настолько комфортолюбивы и притязательны, что… Вряд ли им найдется теория по душе. Вот Путин… Многие наши православные соотечественники его уже чуть ли не в «благоверные цари» записали, и Бога в конституцию готовы вносить… А чуть закрыли власти храмы: уже и недовольство, и «исповедничество» от этих самых «православных» властей…
Кстати, об исповедничестве… Так, может, нас ждет все-таки мученичество за веру?
Опять ключевое слово – «множество». Мученичество возможно в обществе, где христианству противостоит одна идеология, претендующая на место религии. Как это было с нацизмом и коммунизмом. Да, наверное, при приближении к подлинному концу истории, к эпохе Лаодикийской Церкви, такие учения-религии еще будут появляться. Об этом я скажу позже, чуть ниже. Но если говорить о том обществе, которое сейчас господствует в мире, которое обычно называют «демократическим» (хотя, политически оно может быть и несвободным, даже диктатурой; тут важнее другое – признание априори множества различных концепций и мировоззрений), то в таком обществе подлинное мученичество, и даже исповедничество вряд ли возможно.
Конечно, учитывая, что многие подходы современного общества – взгляды на семью, воспитание детей – прямо противоположны христианским, очевидно, что «и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое». Однако, потеря престижной работы, необходимость скрывать свои убеждения, трудности в воспитании детей если не христианами, то хотя бы просто нормальными людьми, как все это мы наблюдаем на нынешнем Западе, - пусть и подвиги духовные, но все же не достаточные для венцов мучеников и исповедников. При множестве различных учений и теорий христиане кажутся «не опасными» миру, ибо их идеи никогда уже не будут господствующими. Во всяком случае, до последней эпохи мира.
Я бы назвал Филадельфийскую эпоху Церкви «Церковью забытой и позаброшенной». Или даже «Церковью, которая никому не нужна». Конечно, речь не о христианах, а о мире вокруг. Однако, и в отношении христиан: «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется».
Очень важно! «Умножение беззакония», полагаю – это не только очевидное несоответствие стандартных норм современного мира христианским представлениям. Но и… Как следствие этого, скудость духовная даже лучших из современных нам христиан. Ибо воспитаны они в этом «умноженном беззаконии».
Чтобы было понятно, о чем идет речь, дерзну привести самые яркие, на мой взгляд, характеристики Церкви в Филадельфийскую эпоху. Итак…
1. Молчание Соборного, Вселенского разума Церкви. Мы наблюдаем его давно. Если, при обособлении католицизма хоть и не собирался Вселенский Собор, но на этот вызов реагировала ВСЯ Церковь, то отношение других Поместных Церквей (кроме Русской) к тому же старообрядчеству можно охарактеризовать как «разбирайтесь сами». Да, Патриарха Никона вроде осудили (но не за противостояние старому обряду), потом – вроде оправдали. А старый обряд как бы так никто и не осуждал (а только тех, кто внес из-за него РАСКОЛ), что и подтвердил Поместный Собор Русской Церкви 1971 года. А Вселенский разум Церкви об этом так и молчал… И этот принцип – «разбирайтесь сами» - стал главным в решении всех вопросов: и по автокефалии (что ярко характеризует украинская ситуация – каждая Поместная Церковь оценивает ситуацию и действует по своему), и по отношению к календарю (старый и новый стиль), и по языку богослужения и принципам перевода с древнего на современный (где-то применяется, а где-то, как в Русской Церкви, господствует церковнославянский)… Причем все это – лишь вершина айсберга. Множество важнейших духовных вопросов требуют общецерковного решения. Но… Молчание… Возможно, до последней эпохи мира…
2. Отсутствие яркой славы церковной: ярких прославленных святых – мучеников, исповедников, святителей, не говоря уже о благоверных правителях. Возможно, даже преподобных и, следовательно, старцев, учитывая, что часто происходит в современном мире с духовнической практикой. Нет, монашество, конечно, будет. Но и оно, быть может, будет настолько скорбным в сравнении с прежними веками, что даже обычные благочестивые монахи, но далеко не святые, УЖЕ будут казаться эталоном. Слишком уж не вписывается этот путь в комфорт современного мира! Единственный лик святости, который, возможно, будет развиваться – праведные. Возможно, они и их пример как раз и станут маяками современной жизни для христиан.
3. Христианских государств, христианских обществ, христианских правителей, во всей полноте этих слов, не будет более уже никогда. Ни одно общество, в силу господства множества идей и теорий, не сможет именовать себя христианским. Соответственно, это и будет определять роль Церкви в обществе: даже в традиционно христианских странах не культурно доминирующая, но всего лишь одна из многих идей.
4. Следует смириться с тем, что исчезнут (или практически, зримо исчезнут) чудеса как явление, творимое по молитве к Богу благодатью Духа Святаго. Почему так? Вспомним из Откровения: «и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» (Откр. 13; 13). И это, заметим, совсем не о святых и Церкви сказано! Но, чтобы в конце истории сила Антихриста творила такие чудеса и на эти чудеса люди так польстились, необходимо, чтобы перед этим надолго исчезли и забылись чудеса Божии. В этом тоже есть своя логика: нынешний человек хочет сам творить чудеса, наука ему здесь в помощь. Вот Господь и «уступает», «отдавая» эту сферу человеку. Поэтому, возможно, вместо чудес Божиих, благодатных, начнут нарастать… Тоже «чудеса»… Но другого духа… Необъяснимые явления, имеющие явно духовную, но не божественную природу. А так как они пронизаны будут «приземленностью» материального знания, то, соответственно, будут и ближе современному человеку. Стараясь их разгадать, он все более будет запутываться в духовных сетях… Конечно, чудеса эти будут с элементами мрачности и мерзости. Вообщем, современные фильмы ужасов – прекрасная «энциклопедия» по такого рода «духовности». Да, о Благодатном Огне… Многих наводит на мысль то, что слова «огонь низводит с неба на землю перед людьми» - это о чуде схождения Благодатного Огня, которое когда-то прекратится (возможно, в череде драматических обстоятельств – при обличении одного из Иерусалимских Патриархов в нечестии, отпадении от веры или еще при каких-то обстоятельствах подобного рода), а потом будет «подделано» Антихристом. Но подделано не так, как мы понимаем: не через мошенничество, а через… Реальное чудо… Но другой, демонической природы. То есть творимое не Богом, а силой диавольской. Конечно, это будет действие абсолютно иной природы, чем подлинное, нынешнее Чудо. В этом и будет подделка. Но тогдашнее человечество уже будет не способно разбираться в таких тонкостях. Что важно: дабы люди «истосковались» по Чуду схождения Благодатного Огня необходимо, чтобы оно не совершалось перед «подделкой» Антихриста очень длительное время. Иначе это не будет чем-то необычным. Так что… Утверждение «Благодатный Огонь не сойдет, и придет Антихрист» – не вполне убедительно. С исторической точки зрения.
Итак, Церковь в Филадельфийскую эпоху это: Церковь, имеющая множество мнений, но не имеющая четкого Общецерковного богословского решения. Церковь без мучеников, исповедников, святителей, преподобных, старцев. Без великих учителей духовной жизни. Лишь с праведниками, следующими по данному нам ранее пути в условиях современного мира. Церковь без ярких христианских идеалов в современном обществе, готовая к тому, что нравственные образцы (соотнося их с церковными идеалами) ее чада черпают где угодно: от светской фантастики до бульварных романов. Церковь без чудес и явного торжества Правды Божией…
Подчеркиваю, я говорю не о каких-то христианских учениях, отпавших от Истинной Церкви. Я говорю ИМЕННО о самой Истинной Церкви Христовой! Просто… С тем «качеством» христиан, которые поставляются из нынешнего мира, вряд ли она может быть чем-то большим!
И… Я никоим образом не пророчествую! Упаси Бог! Я лишь, как историк, соотношу известные мне социальные факты со Священным Писанием. Поэтому, я, конечно, могу во многом ошибаться. И дай Бог!
Я писал это не для желания проникнуть в завесу таинственного. А лишь для утешения. Себя, и других христиан-собратьев. И исключительно как частное мнение – реплику…
Быть может, видя много недолжного вокруг себя, это поможет кому-то укрепиться в Вере. И не обвинять никого в нечестии… Возможно, все дело во времени, в которое мы живем. А не только в людях.
Возможно же, кто-то наоборот… Прочитав все это скажет: «Зачем мне такая Церковь, которая малосильна, которая ничего не может?» Затем, что она все равно остается тем путем, которым только и можно обрести истинное Царствие Небесное, спасти свою душу. Другого пути нет!

brg
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Откровение святого апостола Иоанна Богослова и современные апокалиптические страхи

Сообщение brg »

Слова преподобного Серафима Саровского
Известно, что святой преподобный Серафим Саровский в своих пророчествах говорил о своем будущем воскресении, что станет еще одним явным свидетельством вечной жизни для христиан. Но со дня успения святого прошло уже почти два столетия. Когда же исполнится данное пророчество?
Действительно, Николай Мотовилов в своих записках о преподобном Серафиме Саровском передает пророчества, где говорится о будущем воскресении святого. «Мне, убогому Серафиму от Господа Бога положено жить гораздо более 100 лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой веры — Воскресению Христову и всеобщему воскресению — веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея прежде-временней жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить...
По воскресении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние."
Следует отметить, что значительная часть церковных историков и богословов считает необходимым относиться к данным словам с определенной долей осторожности и критичности, поскольку они зафиксированы только в одном источнике и более никак не подтверждены. Если же эти пророчества действительно принадлежат прп. Серафиму, то очевидно, что говорится в них о последних временах человеческой земной истории. Достаточно вспомнить пророчества Христа о том, что в последние времена усилится бесчестие, любовь охладеет, а истинные христиане останутся в меньшинстве и сравнить их с пророчеством преподобного старца. "Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется" (Мф. 24; 9-13).
Разумеется, мы уже неоднократно видели гонения на христиан в истории человечества, но все они — ничто по сравнению с тем, что будут ближе к концу. Однако сам Спаситель предостерегает нас от тех страхов и малодушия, что нередко возникают, когда заходит речь о конце истории. "Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец" (Мф. 24; 6). Мы, христиане, должны ждать не страхов и ужасов, не антихриста, а Второго Пришествия Христова, радости Вечной жизни с Богом.
Еще следует помнить, что Господь намеренно не открыл человечеству конец его земной истории. Почему? На это мы легко можем найти ответ в Евангелии: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 24; 36-51).
Итак, Господь не открывает нам времени завершения истории человечества, чтобы мы всегда были готовы дать ответ на Суде Божием. А посему не следует и предаваться измышлениям, "вычислениям", мудрованиям о последних временах. "Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят... как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24; 5, 27).
Вышесказанное относится и к пророчеству преподобного Серафима Саровского: не стоит толковать его "под текущий момент", ни к чему духовно полезному такие измышления никогда не приводили.
Единственное, о чем мы можем говорить с определенной смелостью, так это о том, что, если Богу будет угодно, то преподобный Серафим вполне может воскреснуть. Воскресил же Господь святого Лазаря Четверодневного. Более того, по преданию Святой Церкви, Предтечею Второго Пришествия Христа на землю будет святой пророк Илия, что был взят на Небо живым в огненной колеснице. Почему же Господу не воскресить и святого Серафима Саровского для проповеди всеобщего покаяния?
Не исключено также, что часть сего пророчества преподобного Серафима уже сбылась. Известно, что святой старец почил в Бозе в 1833 году. Таким образом, если "убогому Серафиму от Господа Бога положено жить гораздо более 100 лет", то не исключено, что он мог бы дожить до безбожной советской власти, в период которой возник в том числе и обновленческий раскол, вожди которого сознательно шли на раскол Церкви ради собственного спасения от репрессий и, вполне возможно, в том числе и об их нечестии идет речь в сем пророчестве. Видимо, Господь уберег святого от созерцания разрушенных храмов, поруганных православных святынь, расстрелянных священников... Хотя это лишь крайне смелое предположение: мы не беремся толковать пророчество святого старца. Ибо о сроках его исполнения ведает только Господь: "о дне же том и часе никто не знает".

brg
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Откровение святого апостола Иоанна Богослова и современные апокалиптические страхи

Сообщение brg »

Чем антихрист отличается от сатаны
Читая Откровение святого Иоанна Богослова, мы должны помнить, что эта книга, как и все книги Священного Писания, наставляет нас в вере и благочестии, без чего нельзя быть подлинным христианином. Так, Апокалипсис для христианина должен служить источником воодушевления в противостоянии злу, а не источником страхов, как это частенько бывает сегодня.
Различные сектанты, религиозные мошенники, а порою и просто малограмотные люди активно «толкуют» Священное Писание, пытаясь в очередной раз «вычислить» грядущие человеческие беды. Между тем, многие из этих людей настолько плохо разбираются в богословии, что даже постоянно путают сатану с антихристом.
В самом деле, сатана и антихрист — это две разные личности или одна? Если разные, то чем они друг от друга отличаются? Попробуем разобраться.
Безусловно, сатана и антихрист - это две разные личности. И хотя обе они являют собой абсолютное зло, отличия между ними есть. С точки зрения богословия эти отличия достаточно существенные.
Начнем с того, что сатана — это дух, падший ангел, который был когда-то могущественнейшим из ангелов. Но он возгордился и захотел стать как Бог. За это он был низвергнут в преисподнюю, ад. Так называется удаленная от Бога часть духовного мира, где ныне пребывает сатана и другие злые духи — бесы, демоны — которые тоже соблазнились гордостью и последовали за сатаной. Именно сатана породил гордыню — первый грех в творении Божием, а за ним и все остальные грехи. Именно сатана, по учению Церкви, является родоначальником греха и тем, кто всячески содействует распространению греха в нашем материальном мире. Он, в образе змия, искушал и привел ко грехопадению прародителей человеческого рода — Адама и Еву. Зло для христианина не абстрактно, а персонифицировано: это сатана и другие падшие духи, его служители.
Антихрист, в отличие от сатаны — это не дух, а человек. Вот его характеристики (признаки), которые приводит святой Апостол Павел: "человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся превыше всего, называемого Богом или святынею, так что во храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2, 4). По учению Церкви, антихрист явится перед Вторым Пришествием Христовым. Видимо, это будет некий вселенский правитель, который потребует для себя почестей, как для Бога.
Из древней истории человечества мы знаем, что многие правители стран Древнего Востока - Египта, Вавилона и др. - требовали для себя божественных почестей и божественного поклонения. Однако никто из них не противостоял Истинной Церкви Христовой. Эти правители уподобляли себя языческим богам, тогда как антихрист попытается заменить собой почитание Истинного Бога.
В этом сатана и антихрист схожи: они оба олицетворяют абсолютное противостояние Богу. Это главные враги Божии. Но один подчинен другому: антихрист станет тем человеком, который более, чем кто-либо и когда-либо на земле будет проводником устремлений сатаны. Проще говоря, антихрист — это орудие сатаны.
И, наконец, еще одно отличие сатаны от антихриста: сатана реально существует сейчас, в наше время, он существовал до творения нашего материального мира, поскольку материальный мир был сотворен Богом позднее мира духовного, и он будет существовать до конца человеческой истории. Антихриста же сейчас еще нет. Скорее всего, что он еще даже и не родился (хотя никто не знает точного времени Второго Пришествия Христа и, следовательно, времени прихода в мир антихриста). Его приход в мир и правление — это завершение человеческой истории. Согласно учению святых отцов, брань антихриста с Церковью Христовой продлится 3,5 года и окончится полной победой пришедшего на землю Христа.

brg
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Откровение святого апостола Иоанна Богослова и современные апокалиптические страхи

Сообщение brg »

На правах комментария автора к основному тексту
Именно с наступлением последних времен, конца человеческой истории и связаны столь разросшиеся сегодня страхи. В предыдущем комментарии к тексту, где мы рассуждали об истории Церкви и ее исторических эпохах, я попытался, как смог, охарактеризовать с историко-богословской точки зрения современную нам эпоху Церкви и ответить на вопрос какими будут особенные черты служения Церкви в предапокалиптическую эпоху человечества. Однако, все же есть ощущение, что не все важные аспекты раскрыты до конца. И связано это, как раз, с пониманием природы власти Антихриста.
В предыдущем комментарии, я особо подчеркнул, что в нынешнее время мученичества и исповедничества ждать не стоит. Хотя там же и отметил, что отдельно скажу о некоем исключении из этого общего правила.
Чтобы понять, о чем идет речь, обратимся к главе 17 Откровения святого апостола Иоанна Богослова, стихи с 7 по 18: «И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями».
Известно множество попыток трактовать этот отрывок. Как и множество попыток вывести «число зверя» из имени самых разных правителей – от Нерона до Патриарха Никона. Поэтому тут важен принцип.
О старообрядцах я уже говорил: они перепутали характеристику эпохи с сутью власти Антихриста. Увидев, что все вокруг дехристианизируется, им показалось, что уже и Антихрист приходит. Ту же ошибку делают и нынешние «неостарообрядцы» внутри нашей Церкви, отождествляя технические средства учета и контроля с печатью Антихриста, ООН и Нью-Йорк – с «вавилонской блудницей»…
Нет, я не утверждаю, что нынешняя западная цивилизация христианская. И не говорю, что в ней нет места противостоянию Христу. Но это – скорее просто качество эпохи. Так сказать, не суть процесса, а описание процесса. Принцип понимания власти Антихриста, исторический принцип, на мой взгляд, в другом.
Как ни странно это покажется кому-то, но, коль скоро Антихрист все же – человек, его власть будет являться определенной формой правления. Аналогичной западной демократии? Вряд ли. Мы уже говорили: там присутствует многообразие идей и концепций, а власть Антихриста идеологически (и, что важнее, духовно!) однообразна.
Прежде чем определить сам метод, обратимся к 17 главе Откровения.
Очевидно, что видение вавилонской блудницы, сидящей на звере – символическое. Оно как бы противоположно видению Церкви Христовой в образе Жены в болезнях рождения (Гл. 12 Откр.): великая святыня и великая мерзость. Значит и образы в видении суда над вавилонской блудницей – символические. Что прямо и указано: сама блудница – «великий город, царствующий над земными царями», «десять рогов, суть десять царей» и т. д. Как же определить подход к пониманию этого места? Ведь в истории было немало нечестивых правителей. Почему речь здесь идет именно об этих? Рискну предложить свой метод и свое объяснение.
Итак, зверь, на котором сидит блудница – Антихрист. Но тут он показан символически. Так же, как ранее символически показана Церковь Христова в образе Жены в болезнях рождения. Это важно! Поскольку изображение Антихриста здесь – именно символическое, оно позволяет показать, как постепенно будет формироваться его власть. Итак…
«Семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть». Св. Андрей Кесарийский в этом видит царства: 1) Ассирийское, 2) Мидийское, 3) Вавилонское, 4) Персидское, 5) Македонское и 6-е (что есть) – современный апостолу Иоанну Богослову языческий Рим. Почему эти царства? Почему, например, не Египетское? А сегодня мы бы еще добавили: почему не Древний Китай, например?
Очевидно, речь идет о тех царствах, которые ПРЯМО и ДУХОВНО противостояли древнему Иудейскому Царству. Египет играл в судьбе богоизбранного народа не однозначную роль: во времена Иосифа – скорее, положительную. К тому же, негативное влияние Египта на израильский народ (египетское рабство) было еще до формирования и самого Царства израильского народа. То есть это было несколько иное противостояние.
А Китай? Да, Китай – великая империя древности, не знавшая Истинного Бога. Но она не противостояла вере в Истинного Бога. Забегая вперед: именно этот момент мешает огульно вписать всю современную западную цивилизацию в «Царство Антихриста». Ведь не христианское – еще не антихристианское! Да, на современном Западе и антихристианского хватает. Но… Там вообще много всего! Есть и нейтральное, и близкое христианину…
Итак, если с шестью пока ясно, то кто же седьмой? Вот тут мы уже приближаемся к методу понимания власти Антихриста.
Далее сказано: «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель». Весьма любопытно. То есть Антихрист, точнее, его власть («Царство») произойдет как некое продолжение (или возрождение?) одного из семи указанных царств. Какого же?
Как тут не вспомнить кратковременное возрождение Римской империи Карлом Великим? Нет, я не утверждаю, что его империя была нечестивой. Просто, она была возрождена как «Римская империя», потом, фактически, распалась, но продолжалась как «Священная Римская империя германской нации». Вот это царство, тоже в итоге раздробившееся, хотя и формально существовавшее до времен Наполеона Бонапарта, вполне можно считать седьмым и отнести к остальным нечестивым, особенно учитывая ситуацию с папством в средние века, борьбу пап и императоров…
Итак, что если предположить, что Антихрист, в итоге, будет представлять себя «возродителем Римской империи»?
Есть ли аналоги таким действиям в новейшей истории? Да. И Наполеон Бонапарт, и Гитлер позиционировали себя именно как возродители «Римской империи».
Итак, не пытаюсь ли я объявить Гитлера и Наполеона Антихристами? Антихристами – нет. Но… Вспомним вот эти слова: «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю».
Из текста следует, что эти «цари» будут либо перед Антихристом, либо одновременно с ним и передадут ему свою власть. Но, если учесть то, о чем я говорил в предыдущем комментарии, а именно, что последняя эпоха человечества будет наступать постепенно, почему не допустить, что эти «цари» - есть некие формы обществ (государств), являющиеся подобием (предтечей) самого царства Антихриста? Если принять это допущение, то попытаемся выделить некоторые общие черты этих «царей» (обществ/государств):
1. Очевидно, что речь должна идти не о конкретных личностях, а о неких процессах в их законченном завершении. Личность здесь – только «вершина» процесса.
2. Явная антихристианская направленность процессов: борьба с Церковью, попытка заменить ее собой либо подчинить себе. «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные».
3. Вселенско-мессианский характер процессов, стремление к некоей «мировой империи», копирующей существовавшие прежде империи.
Подчеркну: только обязательное наличие этих трех черт может говорить о принадлежности к «десяти царям».
На нынешнем этапе исторического развития, я бы сказал, что из десяти реализовались три.
Великая французская революция, попытка заменить христианство «культом чистого разума», Наполеон с его империей и попыткой подчинить себе Церковь.
Реформация, немецкая научная «рациональность», нацизм, с его попытками подчинить себе христианство, в перспективе заменив его «верой фюрера» - самим фашизмом. И даже проекты заменить в церквах Евангелие на «Майн Кампф». Гитлер с его «рейхом», как новой «Империей германской нации».
Секуляризация всей публичной жизни в России, начавшаяся со времен Патриарха Никона (и даже ранее), постепенная революционизация образованного класса, революция 1917 года, невиданные с первых веков христианства гонения на Церковь, создание Сталиным «империи», «красного Третьего Рима», ее крах вместе с советской системой.
Дополнительные (духовно-символические) аргументы в пользу такого подхода. Победа над Наполеоном – в Рождество. Установление особого молебна, который теперь совершается в День Победы – 9мая. В 1945 году 9 мая пришлось на Светлую Пасхальную Седмицу, более того, 9 мая ВСЕГДА оказывается в 40-дневном пасхальном праздничном периоде. Крах коммунистической системы пришелся на 19 августа 1991 года – праздник Преображения Господня. Чему предшествовали грандиозные общероссийские торжества, связанные с перенесением мощей преподобного Серафима Саровского.
Кто-то спросит: хорошо, а почему, например, не Никон, не Петр Первый? Во-первых, я уже отметил: конкретные личности – только вершина, завершение некоего пути. И Никона, и Петра Первого такой вершиной считать нельзя. Империя Петра Первого (созданная им) – во многом христианское государство, давшее нам многих святых. Да и реформы Патриарха Никона (о чем я уже говорил) не сделали Церковь безблагодатной.
Итак, из 10 реализовались лишь три. Поэтому, многое в данной части Откровения еще непонятно до конца. Возможно, и я ошибаюсь. Ведь мой принцип более всего опирается на допущения и предположения.
Хочу, однако, отметить главное. Формы, реализованные в ХХ веке характерны тоталитарностью – отсутствием многообразия мировоззренческих подходов. Господством одной идеологии. Полагаю, что только при реализации одной из указанных в Откровении десяти (точнее, оставшихся семи, если мои предположения верны) форм возможно христианское мученичество и исповедничество.
Может ли современный Запад породить одну из таких форм? На Западе полно разных учений. Если одно из жестко антихристианских подчинит себе другие… Возможно. Но пока я этого не вижу.
Да, если ООН обретет черты реального государства, то, может Нью-Йорк и будет тот «великий город, царствующий над земными царями». Хотя пока он не более, чем, например, средневековый Рим с папой.
Можно ли ожидать, что радикальные исламисты, например, будут одними из десяти? Может и да. Но все это – уже совсем абстрактные предположения. Поэтому, пора остановиться!

Ответить