Диалог науки и религии. Проблема соотношения веры и знания

Конференция "Диалог науки и религии. Проблема соотношения веры и знания"
(с 30.11.2019 - по сегодняшний день).
Ответить
brg
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Диалог науки и религии. Проблема соотношения веры и знания

Сообщение brg »

Предлагаем Вам виртуально присоединиться к научной конференции с указанным выше названием, которая проходила 30.11.2019 г. на Кафедре философии и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия».
Вы имеете возможность обсуждать выложенные статьи и, с согласия Администрации Форума, выкладывать свои. Ждем...

brg
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Диалог науки и религии. Проблема соотношения веры и знания

Сообщение brg »

Статья научного сотрудника МСА, члена Союза журналистов России Д. С. Угрюмова "Развитие идеи классификации наук В. М. Степанова, изложенной в его книге «Вера и знание». Книгу тоже прилагаем. Ждем отзывов :D
Вложения
Vera_i_znanie.doc
(394 КБ) 4 скачивания
Статья о классификации наук Степанова правл после конф 30 11 2019.doc
(71.5 КБ) 2 скачивания

Владос
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 11 май 2020, 11:36

Re: Диалог науки и религии. Проблема соотношения веры и знания

Сообщение Владос »

Химические реакции — вот центр теоретических затруднений и принципиальный вопрос о наличии и существе этой формы движения. На поставленный вопрос ответ был дан. Новая форма движения существует и определяется как аппарат теории абсолютных скоростей реакций (теория активированного комплекса

Химическая реакция одновременно может потреблять энергию и высвобождать, создавать её. На химические реакции влияет много физических( например,термоядерная) Но существует в современной науке понятие "химической энтропии"?

brg
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Диалог науки и религии. Проблема соотношения веры и знания

Сообщение brg »

Виктор Михайлович Степанов наверняка бы на вопрос ответил... Но я, увы, гуманитарий... Может быть, Дмитрий Игоревич, который на конференции делал сообщение с рецензией на книгу, на вопрос ответит? И заодно выложит свою статью с рецензией на книгу :D

brg
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Диалог науки и религии. Проблема соотношения веры и знания

Сообщение brg »

Итак, наконец, скоро выйдет в электронном виде сборник материалов конференции. Увы, размещен он будет не здесь (так уж решили), но ссылка будет и тут на материалы...
А пока ждем публикации материалов - кое-что в качестве "затравки" :D
На любой конференции есть не только официальные доклады, но и разговоры в кулуарах... Вот, кое-что из того, о чем мы говорили вне рамок формата официальных докладов. В силу специфичности темы и слабости ее научной проработанности в сборник не включили. Но само по себе это интересно... Поэтому приводим материалы здесь. И... + к ним - еще некоторая информация по этой же теме.

brg
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Диалог науки и религии. Проблема соотношения веры и знания

Сообщение brg »

ПОГОВОРИМ ОБ ИНОПЛАНЕТЯНАХ

Протоиерей Алексий Белецкий,
кандидат богословия, преподаватель
Нижегородской Духовной семинарии.

Когда речь заходит об инопланетянах, православный человек чаще всего сразу отмахивается, считая эту тему излишней и не стоящей внимания. Чаще всего инопланетяне представляются православным верующим нечистой силой, которая является людям в специфическом облике. Вполне возможно, что это действительно так. Но если вообще предположить, что внеземной разум существует, какие выводы можно сделать, исходя из православного вероучения? И каким образом православное богословие может соприкасаться с этой темой? Поговорим об этом.

Если речь идѐт об инопланетянах, то, в первую очередь, нужно предвидеть, что они не животные или иные виды жизни, а именно разумные существа, подобные людям. Только поэтому они нас могут интересовать. Так как в случае их существования нам будет важно установить с ними полноценный контакт. С другой стороны, они не должны быть духовными существами, так как иначе нужно будет признать их представителями духовного мира, ангелами или демонами. А такое предположение выводит нас из заданных рамок размышления об инопланетном, а не иноприродном разуме. То есть, инопланетянин должен быть существом личностным, с материальной природой, подобным человеку в принципиальных свойствах натуры.
Когда мы говорим об инопланетянах, то с позиции веры должны утверждать, что Бог Единый является и их Богом, что и их мир, и они сами сотворены нашим Богом. Мы можем находиться в разных звездных системах, но остаемся в одной плоскости материального бытия, принадлежим к одним «небу и земле», созданным «в начале». Впрочем, придется сделать вывод, что Земля и человек не единственное самое прекрасное творение Божье. В этом случае может возникнуть противоречие, ведь самое лучшее всегда пребывает в единственном числе. Если земной мир самый превосходный, а человек – царь природы (читай – всего материального бытия), то существование инопланетян излишне, так как Бог не может создать несовершенства. Но самое лучшее мыслится единственным только в человеческом разуме, ограниченном и несовершенном. В богатстве Разума и Премудрости Бога совершенный мир может быть не единственным, и возможно инопланетный мир и сами жители этого мира тоже живут в иной красоте и гармонии.
Когда мы говорим об инопланетянах, то опять-таки с позиции веры можем заключить, что грехопадение наших прародителей, изменившее человеческую натуру и весь окружающий мир, должно было коснуться их бытия. Потому что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне». Все творение без исключения ждет, когда «освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8; 21, 22). Как отразилось наше грехопадение на их мире? Послужил ли наш грех причиною греха или несовершенства в их существовании? Ответы на эти вопросы остаются в области еще больших предположений. Но одно можно сказать с уверенностью: изменения в их мире должны произойти. А так как причина изменений лежит в нашем мире, значит, возникает вопрос: имеют ли они сведения о нас?
Трудно что-либо сказать по поводу грехопадения у инопланетян: было ли оно, какие последствия оно произвело. Это даже не столь важно. Но знать о нашем существовании они должны вот еще по какой причине.
Когда мы говорим об инопланетянах с позиции веры, то нужно признать, что их знания о Боге Едином (возможно более совершенные) должны быть пополнены фактом Боговоплощения. Бог стал человеком нераздельно и навсегда. Причем Он сделал это для спасения всего творения, в том числе и их мира. Поэтому сведения о человеке и о мире людей мыслятся необходимыми для внеземного разума.
Снова появляется вопрос: если Бог открывает инопланетянам знания о людях, то почему Он не дает людям узнать об инопланетянах? Ответов два: или их нет, или это не нужно. Действительно, ненужно, потому что человеку эта информация не поможет разобраться в своей жизни и не пригодится в спасении. Человеческая жизнь при всей своей сложности и противоречивости все-таки остается самодостаточной, так что решение всех трудностей и проблем заключено в самой жизни и в самом человеке. Участие инопланетного разума в судьбе Земли, вероятно, не только не принесет людям чаемого благоденствия, но, скорее всего, станет опасностью для жизни на нашей планете. И к тому же расширит границы зла до масштабов Вселенной. Такая интуиция нашла воплощение в современной фантастической литературе и кинематографе.
Вот и напрашивается первый вывод по заданной проблеме. Если инопланетяне и их космические корабли появляются периодически в разных частях планеты, то могут ли эти явления быть от Бога или по воле Божьей? Если эти внеземные существа послушны Богу, то вряд ли они будут показываться людям, так как это не служит основной цели человеческой жизни – спасению. А если они действуют не по Божьему произволению, то уже не имеет значения, как их называть, инопланетяне или демоны, потому что в таком случае цель у них будет одинаковая – отвлечь человечество от главного в жизни, препятствовать духовному оздоровлению. Все, что не по воле Божьей – грех.
Конечно, об инопланетянах можно судить не столько как о жителях какого-либо небесного тела в космическом пространстве, сколько как о живых существах из другого измерения нашей вселенной. В таком случае, пусть и с натяжкой будет правомерным ограничить действие грехопадения только миром людей. К тому же нужно учесть, что первородный грех распространяется путем естественного рождения из поколения в поколение людей, а инопланетяне не ведут свою родословную линию от человека. Поэтому, как грехопадение людей не отразилось на ангельском мире, точно также оно могло не повлиять на жизнь разумных существ в другом измерении. Однако, полную изоляцию человеческого мира и его духовное бездействие на иные миры и измерения узаконить тоже нельзя. Ведь если есть смысл говорить об инопланетянах, которые могут появиться в нашем мире, значит, границы между измерениями не непреодолимы.
Если мы говорим об инопланетянах с позиции веры и утверждаем, что они действуют по воле Божьей, то признаем безгрешность их существования. Из этого следует, что их мир духовно более совершенный. А значит, он неприемлем для нашего падшего мира и погрузившегося в порок человечества. Иисус Христос после Своего Воскресения возносится на небо, Он не может всегда пребывать в мире, который лежит во зле. Это означает, что нашему миру для полноценного бытия требуется преображение. Без такого духовного перерождения человек не может войти в общение со святыми существами, в том числе и с инопланетянами в данном случае. Поэтому полноценный контакт с ними невозможен, точно также как и с ангельским миром. И это должны понимать в первую очередь сами инопланетяне, если они остаются послушными Богу.
В таком случае неземные разумные существа как предмет поиска и исследования остаются в области веры, подобно существам из духовного мира. Для утверждения их бытия нужно применять те же самые аргументы, что и для доказательства существования ангелов и демонов. Но стоит ли вводить в вероучение новый объект и открывать для этого новую отрасль богословия? Однозначно нет, так как сведения об инопланетянах не даны в Божественном Откровении, а черпаются из разрозненных и ничем не доказанных фактов. Нет смысла множить миры и требовать веры в них, если их существование основано на чистой фантазии и не имеет никакого жизненного приложения.
В связи с данной темой обращает на себя внимание библейское видение пророка Иезекииля (1 гл.). При реке Ховаре ему явился Господь Бог, восседавший в огненном обличье на «четырех животных». Около каждого животного находилось «колесо». «Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (Иез. 1; 16-18). Колеса с глазами – такими предстают перед духовным зрением пророка ангелы, именуемые Престолами. Но нельзя не заметить аналогию между ними и «летающими тарелками» с иллюминаторами по бортам!
Именно так рассуждает свт. Феофан Затворник, касаясь вопроса об инопланетянах в письме за 1863 год. «Хоть Вы издавна содержите мысль о бытии разумных существ на других мирах и хотя она имеет много за себя,– но все же она не выходит из области вероятных предположений. Очень вероятно, что там есть жители – но все только вероятно. Сказать «есть» не имеете права, пока не удостоверитесь делом, что есть. Правильнее выражаясь об этом, я говорю так: вероятно, есть; а может быть, и нету. Мореплаватель подъезжает к острову: все признаки показывают, что там есть жители,– но всходит на него, и ничего не видит… Так как существование жителей на планетах есть только вероятность, а область вероятности неизмерима, то относительно их открывается охотникам мечтать широкий простор. Вот и Вы, сами, может быть, не замечая того, пустились в мечты, лишь только дали силу предположению» (Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. С. 452–457).
Попытку религиозного осмысления вопроса об инопланетном разуме делает К. С. Льюис в своей «Космической трилогии». При всей «фэнтези»-йности сюжета автор все-таки описывает свои религиозные представления о том, какой могла бы быть жизнь на других планетах. Внимание верующего человека обращают на себя многие моменты повествования.
Мир Марса такой же древний и благоустроенный, как и земной. Но его заселяют совершенно иные, не похожие на людей существа. К тому же он не претерпел той бездны грехопадения, до которой дошло человечество после Каина. Поэтому разумные жители планеты дошли до совершенства, и вместе с ними до уровня разумности подтянулись животные. Мир Венеры только что вышел из рук Творца. Будучи уникальным по своей красоте, он в то же время напоминает Землю по виду Короля и Королевы. Так как этот мир создан после Боговоплощения, то и его главные представители, правители имеют внешний облик человека. Каждый мир имеет своего ангела-хранителя. Земля в своем существовании изолирована, поэтому не может оказывать воздействия на иные миры.
В повествовании прослеживаются явные аллюзии на Библию: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1; 28), творение по образу и подобию Божию, «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5; 17). Единственное, что не учел автор, это греховность главного героя, которая была бы главным препятствием в его общении пусть с инопланетными, но все-таки духовно совершенными существами. Ведь автор в лице ведущего персонажа осмысляет его деятельность как параллель Библейскому повествованию. Однако, при этом забывает, что после грехопадения Адам и Ева уже не могли вернуться в Эдем. Поэтому путешествия Ренсома – это то же самое, что экскурсии в Рай. Хотя Льюис пытается быть последовательным: явно подчеркивая обретенную в конце повествования святость Ренсома, он как бы причисляет его к праотцам Адаму и Еве. Из этого должно следовать, что в «Эдеме» Венеры он - «на своем месте». Хотя все это — явная и необоснованная богословски натяжка, чистая фантазия. Ведь искупление первородного греха достигается не механическим возвращением в Эдем, а Богоискуплением.
Льюис принадлежал к Англиканской церкви, и этот факт может многое объяснить в его странных для нас псевдобогословских построениях, относящихся к Ренсому. А вот его друг и соратник по перу Толкин был католиком и поступил более последовательно. Чтобы избежать в своих романах трудностей с грехопадением, он прямо поместил человека в выдуманный им, сказочный мир.
Подводя итог, можно сказать, что богословское осмысление проблемы существования инопланетян выдвигает на первый план два условия, от которых зависит решение проблемы. Первое условие – действие грехопадения в их собственном мире. Второе условие – деятельность по воле Божьей. Если существа с иной точки Вселенной пребывают в состоянии духовно-нравственного совершенства и действуют по воле Божьей (а иначе в этом случае быть не может), то контакт с ними возможен и полезен, но только в той степени, в какой возможно общаться со святыми ангелами. Если, в самом деле, задуматься о пользе такого контакта, то сам собой придет вывод: Бог, Лично «устрояющий спасение посреди земли» (Пс. 73; 12), нуждается ли в помощи инопланетян, тем более, когда Ему предстоят неисчислимые сонмы ангелов? Если инопланетные существа подвержены действию греха, если в их бытии наличествует зло, то, однозначно, их участие в судьбе человечества и полноценное общение с представителями Земли не будет иметь положительного результата для последних, даже при всей их доброжелательности. Поэтому такой контакт может считаться ненужным. Как видно, в любом случае, при любом условии присутствие инопланетян в земной истории богословие признает излишним.
Интерес к «инопланетянам» и вообще уфологии в настоящее время невелик. Несмотря на появление новых фактов и прокат фильмов, затрагивающих эту тему, она остается уделом отдельных энтузиастов. Действительность доказывает, что сложно найти обоснование и применение еѐ в реальной жизни. Тем более невозможно сделать существование инопланетного разума необходимым для духовной жизни человечества.
Только Один Бог знает, какие тайны нам откроются в новом небе и на новой земле, «на которых обитает правда» (2 Пет. 3; 13).

brg
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Диалог науки и религии. Проблема соотношения веры и знания

Сообщение brg »

Если найдут жизнь вне Земли...

Дмитрий Угрюмов, член Союза
журналистов России

Известный современный православный богослов, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов подчеркивает, что современная наука (в частности, астрономия), продвинувшись достаточно далеко в изучении Вселенной, до сих пор не нашла ни одной планеты или чего-то такого, о чем можно было бы сказать, что здесь есть жизнь, подобная той, которая есть на Земле. Для современной серьезной общепризнанной науки всякие измышления о «внеземных цивилизациях», «пришельцах», «жизни на других планетах» и тому подобном как минимум весьма спорны. С чего бы тогда Церкви торопиться признавать эти сомнительные и не отвечающие серьезным научным требованиям гипотезы (а, точнее, измышления), если и сама наука не торопится этого делать?
По словам профессора Осипова: «С точки зрения православного богословия нет оснований говорить о возможности наличия внеземных цивилизаций, которые обладают разумом и что-то созидают». По его словам, такая позиция основана, во-первых, на том, что упоминание о внеземных формах разумной жизни отсутствует в Новом Завете. «Во-вторых, - замечает А. И. Осипов, - в Церкви имелось очень много людей, которые достигли высочайшей степени богоподобия и святости, и ни один из них никогда не говорил об этом (т. е. о формах внеземной материальной разумной жизни, подобной человечеству), хотя об очень многих других вещах они говорили».
В то же время, по словам профессора Осипова, если вдруг окажется, что на Марсе существуют какие-нибудь бактерии (или даже подобия животных, хотя и это уже, с точки зрения данных современной науки — чистая фантастика), разве это как-то повлияет на наши представления о мире, вере, на церковные догматы? Ведь Священное Писание не перечисляет все виды живых организмов, существующих даже на Земле. Оно не для этого написано. В нем содержится исключительно то, что прямо связано со спасением человеческой души. Изучение же остальных сторон мироздания — это уже дело науки.
При этом, как особо подчеркивает профессор Осипов, ведя разговор о «пришельцах», к чему обычно и сводятся все размышления о внеземных формах жизни, следует обязательно остановиться на позиции по данному вопросу, которая была высказана отцом Серафимом Роузом, очень известным и заслуживающим всякого уважения аскетом ХХ века, который сначала изучал восточную философию, был глубоко вовлечен в поиск истины и после долгих исканий пришел к Православию.
Как замечает А. И. Осипов, отец Серафим Роуз допускал существование «духов, которые окружают земную планету и проникают в человеческий мир и даже воздействуют на отдельных людей или какие-то жизненные процессы». Он говорил, что эти духи, поскольку не могут быть отнесены к духам святым, то есть к ангелам (ведь ангелы, в отличие от «пришельцев», всегда ясно сообщают, кто они и зачем посланы), на церковном языке называются бесами. Разумные духовные существа, отпавшие от Бога и обратившиеся ко злу — подобное определение ничем не противоречит тому, что сегодня об этих самых «НЛО» известно.
Более того, если мы, например, обратимся к описанию Престолов — третьего из наиболее приближенных к Богу ангельских чинов — которое присутствует в Священном Писании, то мы можем обнаружить нечто весьма интересное: «по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе... ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (Иез. 1; 16, 18). Кстати, и на иконах эти ангельские силы изображаются в подножье Христа в виде огненных колес с крыльями и множеством глаз на ободьях. Вам ничего (точнее, никого) не напоминают эти «колеса с глазами»? Правильно, очень похоже на так называемую «летающую тарелку»: дискообразный объект со светящимися точками на нем.
Разумеется, вышеизложенное не означает, что «НЛО» — это Престолы, ангелы света. Ведь, как уже отмечалось выше, ангелы Божии не смущают человеческие разум и душу, не вносят в них смятение и тревогу (однако, как отмечают многие святые, именно так действуют на человека бесы или демоны). Но, поскольку падшие ангелы и ангелы Божии когда-то были вместе сотворены Богом, соответственно, природа падших ангелов сходна с природой ангелов света.
Отцы церкви, например, святитель Иоанн Златоуст, учили: дьявол и его соучастники ниспали из числа тех ангелов, которым был вверен низший мир (по представлениям современной науки – мир вещества, а не энергии). То есть допустимо предположить, что падение многих демонов и бесов было обусловлено в том числе и завистью к более высшим ангелам, стремлением получить те возможности, силы и власть, что не были им определены. Вот «НЛО» до сих пор под Престолы и «подделываются», завидуя их могуществу и близости к Богу. Ведь сами то они «не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь» (преподобный Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры»), если только человек сам к ним не обращается, награждая их излишним вниманием, объявляя «открытием», «новой формой разумной жизни»...
Не стоит привлекать к ним внимание! Это не принесет в нашу жизнь ни добра, ни света, ни умиротворения. Там, где ощущается присутствие этих духовных сущностей, всегда только злоба, гордыня и уныние.

brg
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 31 мар 2020, 07:11

Re: Диалог науки и религии. Проблема соотношения веры и знания

Сообщение brg »

Познавать мир с верой, и «Господи, помоги!»

В нашей жизни и так слишком много духовно вредного, того, что мешает и спасению, и, например, достижению серьезного мировоззренческого прорыва в науке. Вот как объясняет научный застой в космонавтике настоятель Преображенского храма в Звездном городке, духовник православных космонавтов игумен Иов (Талац). Мы приводим часть его интервью для «Православие.ру».

У человечества нет принципиально новых открытий в области космонавтики — ни в отечественной науке, ни в мировой. Все ракеты и космические корабли, которые сейчас летают, принципиально стары: как разработали их 50 лет назад, на таком же уровне технологического развития они и летают в космос. Да, были какие-то обновления — компьютерные и прочие, но нет ничего принципиально нового. Чего-то такого, что позволило бы преодолевать огромные межпланетные расстояния существенно быстрее, за минимальное время. Не наблюдается и какого-либо кардинального прорыва в науке по изучению Вселенной: того мира, который сотворил Бог. И я не вижу к такому прорыву даже серьезных предпосылок. Почему?
Господь попустил людям бывать на околоземной орбите, а спутникам улетать к краю ближней Вселенной в надежде на то, что когда человек увидит всю премудрость и удивительную красоту Земного шара, то его сердце тронется благодати. И он поймет, что это не результат каких-то спонтанных, неизвестно к чему ведущих эволюций, но премудро устроенное творение. Человек таким образом должен был стать ближе к Богу. Но человек — революционер, потому что отошел от Бога. И до сих пор гордыня, которая сидит в сердце каждого, бунтует против Творца.
Вместо пользы, изучая мир, человечество часто получает вред, начинает сходить с ума. Мы говорим, что стали великими, что Бог нам не нужен, уже сами себя считаем чуть ли не богами, хотя на самом деле всего-то поднялись чуть выше от Земли. Ну слетали еще к Луне — маленькому небесному телу, которое рядом с нашей планетой. А что это против всей, необъятной в нашем представлении, Вселенной? Ничто!
Когда в космическое пространство устремится человек, который будет знать и помнить, что все сотворено Богом, тогда для него полет к дальним планетам станет попыткой еще больше прославить Творца. Вот если с такими помыслами человечество обратится к глубинам мироздания, то, я думаю, люди смогут и в дальнем космосе путешествовать, и на другие планеты летать. Но, судя по тому, какие помыслы руководят человечеством на всех континентах, мы пока еще очень далеки от такого духовного настроя.
Как сказал один крупный ученый, верующий человек: «Мы должны робко изучать мир и при этом просить: Господи, помоги!» Есть четкий духовный закон, который никому нельзя нарушать: «Ищите прежде Царствие Божие, а все остальное приложится Вам» (Мф. 6; 33). Прежде — Царствие Небесное!
Человеку, который нашел Царствие Небесное благодаря исполнению заповедей Творца Вселенной, Сотворившего все эти звезды, галактики, мироздания — такому человеку Господь приоткрывает и более второстепенное: как устроена материальная Вселенная — твердь.
Проще говоря, если человек захочет познавать окружающий нас мир без гордыни, то ему откроются и дальние звезды, и неведомые планеты, и многое другое.


Ответить